2
В разделе «Практика. Мастерство. Творческая лаборатория» слово предоставляется режиссерам телевизионных передач.
Как правило, наша критика основное внимание уделяет телефильмам и телеспектаклям. Телепередачи же остаются в тени. А ведь именно они и по объему и по мобильности, оперативности, динамичности определяют лицо телестудий. О своей профессии, о поисках новых форм размышляют режиссеры местного телевещания — из Иркутска, Пензы, Пскова, Барнаула, Риги, Кемерова, Орла, Махачкалы, Калининграда, Архангельска, Кургана, Воронежа, Вильнюса, Благовещенска, Якутска, Кирова, Куйбышева, Перми, Ленинграда, Риги, Ташкента, Алма-Аты. Читатель сможет узнать об интересных циклах, изменивших сам характер отношений со зрителем.
Оформление телевизионных спектаклей и фильмов на наших глазах стало новой, оригинальной областью декорационного искусства. М. Абрамян, много лет проработавшая на теле-
видении, рассказывает в своей статье о том, как телевизионная условность изображения, возможности телетехники диктуют свои законы построения экранного пространства и его восприятия. На примере постановок последних лет автор рассматривает поиски синтеза кинематографических, театральных и собственно телевизионных возможностей.
«И уму и сердцу» — так озаглавила свое исследование Н. Привалова, давно занимающаяся изучением эффективности учебных телепрограмм по литературе и истории. Сегодня, в связи с реформой школы, этот материал воспринимается с особым интересом. Как строить телепередачу, чтобы она не повторяла содержание учебника, как сделать ее занимательной, интересной, оставляя простор для воображения и побуждения к самостоятельным оценкам и выводам,— все это актуальные вопросы не только педагогики, но и телевизионной практики.
Автор приводит многочисленные примеры «обратной связи», анализирует удачи и просчеты. Высшее мастерство создателей учебных телепередач заключается в умении незаметно для зрителя, сочетая познавательность с занимательностью, зрелищностью, рассказать о методах исследования, характерных для данной науки. И письма школьников, приходящие на телевидение,— наглядное тому свидетельство.
О перспективах развития телевизионной техники рассказывает Д. Бриллиантов. Телевидение как одна из бурно развивающихся областей науки и техники, как комплексная отрасль народного хозяйства — таковы аспекты этой проблемы. Все, о чем говорит автор, не далекое будущее, а завтрашний день, перспектива ближайшего десятилетия. В статье рассматривается и более дальняя перспектива развития телевизионного вещания.
Раздел «Телевидение за рубежом» включает публикации по Венгрии и США.