Ручной путевой инструмент
Конечно же, без механизированного путевого инструмента, тяжелых путевых машин и прочих подобных им устройств и механизмов в реалиях нынешнего времени не обойтись. Причем спектр работ, выполняемый с помощью путевого инструмента, весьма широк. К ним относятся:
– укрепление балластного слоя;
– контроль надежности скреплений;
– шлифовальные работы;
– резка рельсов;
– сверление отверстий в рельсовых плетях и т. д.
Со времен появления первого специализированного оборудования, предназначенного для осуществления ремонтных и обслуживающих видов работ на железнодорожном полотне, он претерпел значительные изменения, которые связаны с техническими достижениями и появлением новых видов энергии. На сегодняшний день существуют приспособления:
– гидравлические,
– электрические,
– пневматические и пр.
Однако и в наше время в некоторых случаях более оправдано (в том числе с экономической точки зрения) применение ручных инструментов. Обычно их используют:
– в простых операциях, не требующих слишком больших физических усилий;
– при отсутствии источника питания для электрического инструмента.
В числе их несомненных достоинств:
– простота конструкции и возможность применять их без специальной подготовки рабочих;
– отсутствие «привязки» к какому-либо источнику питания и возможность работать с ними на любом участке железнодорожного полотна без надобности в дополнительных коммуникациях.
В целом такой инструмент нужен для:
– отвинчивания и (или) завинчивания гаек скреплений рельсов. В этом качестве – причем достаточно широко – применяется ключ путевой ручной, и только в некоторых случаях электрический (ударно-импульсный);
– довертывания путевых шурупов. Здесь используют торцевой ручной ключ. Механизированный аналог в данном случае – шуруповерт на бензиновом двигателе;
– поднятия рельсо-шпальной решетки. Для этой операции востребован гидравлический домкрат, который относят к категории ручного специализированного инструмента;
– рихтовки и сдвижки пути. При этом применяют рихтовщик ручной или рихтовщик гр-16 (гидравлический).
Конечно же, вышеназванными операциями использование ручного инструментария не ограничивается. Его номенклатура достаточно широка: остроконечная кирка, щебеночные вилы, дексель, путейское зубило… Все они совершенно несложны по конструкции, однако действенны при практическом применении и, следовательно, востребованы в путевых хозяйствах.