Особенности бесстыкового пути. Использование путевого моторного гайковерта
Укладка (строительство) бесстыкового пути, а также его текущее содержание являются одними из наиболее трудоемких видов работ в путевом хозяйстве. Связано это с тем, что количество гаек закладных и клеммных болтов, которые при этом приходится отвинчивать и завинчивать, невероятно велико. Оно составляет примерно 8 тысяч штук на каждый километр железнодорожного полотна. Причем при определенных обстоятельствах эту процедуру приходится осуществлять по 2 раза в течение года.
Еще до 80-х годов прошлого века для таких работ использовался ручной или механизированный инструмент путейский. Но на сегодняшний день освоено и массово внедрено применение специализированных машин так называемого непрерывного действия – путевых моторных гайковертов. В целом назначением таких машин является смазка и закрепление закладных и клеммных болтов.
Путевой моторный гайковерт (ПМГ) управляется специально обученными машинистами, которых подготавливают в технических учебных заведениях.
Оборудование этой машины можно условно разделить на несколько частей:
– механическую;
– пневматическую;
– электрическую;
– гидравлическую.
Каждая из систем представлена определенным набором оборудования и элементов. Так, основными элементами механической части ПМГ являются:
– рама машины;
– ходовая часть;
– тяговый привод;
– автосцепное устройство;
– силовая установка.
Электрическая часть состоит из:
– двигателей постоянного и переменного токов;
– распределительной, защитной аппаратуры;
– аппаратуры управления.
Следует отметить, что прочность завинчиваемых гаек при бесстыковом пути имеет более чем принципиальное значение, которое связано с конструкционными особенностями такого полотна. Дело в том, что в его рельсовых плетях действуют весьма значительные горизонтальные силы. Причиной их возникновения служат повышения температуры, которые наблюдаются относительно температуры закрепления. Если при этом наблюдаются еще и отклонения от установленных норм содержания бесстыкового полотна, таких как
– углы пути в плане,
– отсутствие параметров нормы плеча балластной призмы,
– отсутствие на протяжении 5–6 метров и более балласта в шпальных ящиках,
то возникает вполне реальная вероятность выброса пути.
Слабая затяжка закладных, стыковых, клеммных болтов может стать причиной образования опасного по величине зазора при резком изломе плети или же разрыва стыка. Это происходит при возникновении растягивающих усилий, которые возникают при понижении температуры.