Родоначальник всех ВАЗов - ВАЗ 2101
ВАЗ 2101 является родоначальников всех современных вазовских машин. Сборка автомобиля началась в 1970году, в первые два года было собрано не слишком много машин и еще меньше из них дожили до сегодня, автомобили которые старше 74-ого года довольно редкое явление на дорогах СНГ.
С завода «копейка» оснащалась двигателем объемом 1.2 литра мощность в 64 лошадиные силы. По паспорту такая машина набирает сто километров за 20 секунд - это не показатель для BMW 3-series E46, однако в то время это была самая скоростная машина в СССР. Максимальная скорость стандартного, но ухоженного ВАЗ 2101 составляет 142 километра в час. Разгон обеспечивается не только двигателем, но и редуктором заднего моста, который в плане набора скорости более эффективен, чем редуктор ВАЗ 2103, или ВАЗ 2106. Дело в передаточном отношении главной пары. Стандартная «копеечная» главная пара имеет передаточное отношение 4.3:1, редуктор тройки имеет отношение 4.1:1, а шестерочный редуктор имеет передаточное отношение 3.9:1. Чем меньше первая цифра - тем тяжелее машине набирать скорость, но при условии, что на автомобиле установлен мощный двигатель, на каждой передаче может быть достигнута более высокая скорость. Стандартный двигатель ВАЗ 2101 имеет четыре цилиндра диаметром 76мм, ход коленвала составляет 80мм. Существует множество способов эффективного увеличения мощности, после чего «копейка» как минимум будет на равных с новыми иномарками, но в данном обзоре мы рассмотрим стандартную машину. Цепной привод двигателя способствует общей надежности, восьмиклапанный механизм ГБЦ не оснащен гидрокомпенсоторами, что указывает на необходимость время от времени (раз в год) регулировать тепловые зазоры. Стандартная невысокая степень сжатия позволяет спокойно заливать 92-й бензин, а в былые годы владельцы лили даже 76-й бензин. В отличие от 24-ой волги, передние тормоза на ВАЗ - дисковые, которые изначально ощутимо более эффективные, к тому же дисковые тормоза лучше охлаждаются, особенно если на колесах установлены литые диски с большими отверстиями. В отличие от других советских машин, задняя подвеска жигулей пружинная, а не рессорная.
Несмотря на относительно небольшие габариты, салон жигулей можно назвать просторным, потолок не давит на голову, но посадка за рулем специфическая - с согнутыми коленями. С завода ВАЗ 2101 обувается в покрышки диаметром 13 дюймов.