Шины - долгожительницы
Всем известно, что вопрос продления жизни шин грузовых автомобилей всегда стоял очень остро. Отчасти это было вызвано высокой ценой покрышек для грузовиков, отчасти - проблемами с утилизацией старых шин. В нашей стране широко использовалась так называемая горячая наварка. Именно после нее жизнь шины продлевалась на 30-40 тысяч километров. Очень редкие экземпляры протягивали дольше. На сегодняшний день есть организации, которые осуществляют восстановление протекторов по западным технологиям. Конечно, пробег у шин, восстановленных подобными методами, превышает тот, который накатывала отечественная наварка. Помимо этого метода, существует еще и метод восстановления шин при температурах, не превышающих +1000С. Именно о последнем мы и расскажем.
Срок службы шины на 80% определяется износостойкостью его. Вопрос ясен: необходимо обновлять его. Способ решения данной проблемы - <холодный метод> восстановления шин, при котором новый протектор <приклеивается> на заранее подготовленную поверхность шины. Еще недавно существовала проблема - где взять протектор необходимого качества? На сегодняшний день этот вопрос решен. Под Минском, а если точнее, то на промузле Колядичи, работает мини-завод, занимающийся восстановлением шин грузовых автомобилей по технологии фирмы <Эллерброк>. Сущность технологии заключается в том, что новый протектор предварительно вулканизируется, а затем <приклеивается> к предварительно подготовленному каркасу при температуре около +1000С. При этом исключается возможность вторичной вулканизации и повреждения каркаса шины за счет ослабления связи между резиной и кордом. Под <приклеиванием> в данном случае подразумевается <автоматическая вулканизация>, которая осуществляется при помощи специальных химических веществ, ускоряющих данный процесс.
Мировой опыт эксплуатации шин, восстановленных подобным образом, свидетельствует о том, что покрышки, получившие вторую жизнь благодаря <холодному методу>, по надежности мало чем отличаются от новых. При восстановлении шин по технологии немецкой фирмы <Эллерброк>, дается гарантия на 120 000 километров.
Процесс <возрождения к жизни> шин начинается с визуального контроля, в процессе которого отсеиваются покрышки с видимыми дефектами. Затем следует проверка шины под давлением, после которой колесо поступает на участок, где с него снимаются остатки старого протектора.После устранения мелких дефектов, вскрытых после снятия старого протектора, осуществляется процесс подготовки каркаса к обработке клеем. Затем наносится клей, в состав которого входят вещества, активизирующие процесс вулканизации, и прокладочная лента, по составу напоминающая сырую резину. После всех этих операций на шину накладывается протектор фирмы <Эллерброк>. Следующий этап - закладка колеса в оболочки, называемые энвелопами. Полученный <бутерброд> подается в автоклав, где при температуре чуть ниже +1000С происходит <холодная вулканизация>. На последних же операциях осуществляется проверка покрышки под давлением и придание колесу товарного вида, после чего оно мало чем отличается от нового как по внешнему виду, так и по своим характеристикам. Перед началом процесса предельно ужесточено качество отбора каркасов по всем параметрам. Не допускается установка протектора на тот каркас, который имеет повреждения, нарушающие технологию. Заказчики должны знать, что качество восстановления шины более чем на 80 процентов определяется состоянием ее каркаса.
Для того чтобы грузовая автомобильная шина выходила пробег, определенный ей производителем, а значит, и для того чтобы колесо было принято на восстановление, есть несколько обязательных условий.
Необходимо, чтобы при восстановлении протектора на этом каркасе не был полностью изношен рисунок, а поскольку протекторная резина по своим качествам - стойкости, твердости - несравнима с резиной подпротекторного слоя, даже непродолжительная езда на подпротекторном слое приводит к рваным обнажениям брекерного пояса. После этого место колеса - только на свалке.Для колес с металлокордом недопустима горячая наварка, поскольку при высокой температуре происходит расслоение металла и резины. < >
Важно, чтобы не было так называемой обезлички в восстановлении шин. В Германии, например, колеса обезличены: неизвестно, кто его сдавал на завод и у кого оно в итоге окажется. Это себя оправдывает. Человек знает, что это его колеса, и знает, что от того, как он будет эксплуатировать, зависит их долговечность. Вероятность того, что при таких условиях, например, <выстрелит> колесо, очень мала. Большое значение имеет оборудование. Западные партнеры постоянно помогают в его обновлении и совершенствовании. Недавно были получены протекторы новых типов - все они обозначены пометкой New. Это новинка, и не только по меркам нашего государства, но и по западным. Суть ее заключается в том, что прежде внутренняя сторона протектора была плоской. Теперь ее стали делать вогнутой. Раньше при работе с плоскими протекторами создавалась куча неудобств. Ведь поверхность самого колеса не плоская, а выпуклая, поэтому было довольно непросто прикатывать плоский протектор к выпуклому колесу. Теперь же протектор с вогнутой седловиной, и садится он на колесо, как влитой. Для этого используется новая технология из Германии. Основные преимущества <холодного метода> восстановления шин: невысокая стоимость и долговечность. А если говорить точнее, то появилась неплохая альтернатива новому колесу.
Оксана Казелько, журнал "Корвет", август 2000