История метро
В 1863 году компания «Мэторполитен рэилвей» заканчивает строительство первой в мире подземной железной дороги. Но само слово «метрополитен», а потом и общепринятое сокращение «метро» возникло через несколько лет в Париже. Там создается Парижская компания железной дороги, она была призвана обеспечить независимость администрации железных дорог от властей города. Именно слово metropolitain («метрополитен» в переводе с французского «столичный») и стало нарицательным для строящейся подземной железной дороги.
Позднее это слово перекочевало в иные языки. Примечательно, что впервые метро «подземкой» назвал Максим Горький в своем «Городе Желтого Дьявола». Оно прижилось, но вначале применялось для обозначения зарубежных метрополитенов, и только в последнее время его стали употреблять и в российской прессе.
Первая линия метро, запущенная в Лондоне в январе 1863 года, работала на паровой тяге, и только в 1890 году была заменена на привычную для нас электрическую. Тогда технологии были не сильно развиты и строительство длилось очень долго, но в нынешнее время тоже строительное водопонижение любой сложности осуществляется за считанные дни и даже часы.
Следующая линия была открыта в 1868 году в Нью-Йорке, однако она отличалась от своей предшественницы тем, что была надземной. Однако сейчас эти надземные участки не сохранились и были заменены подземными. Первая же по настоящему подземная железная дорога была открыта в Америке в 1904 году. В Европе так же начинается строительство метро. Они появляются почти во всех крупных городах того времени. В 1869 году – в Афинах, в 1896 – в Будапеште, Вена заканчивает строительство первой ветки в 1898. В начале прошлого века к числу уже существующих метрополитенов присоединяется Парижский, происходит это в первый же год нового века, в 1900 году. Германия заканчивает строительство метро двумя годами позже, в 1902. Однако Великобритания не останавливается на достигнутом и в 1896 году запускает метро в Глазго.
В России первая линия метро открывается в Москве 15 мая 1935 года. Открытие было масштабным и торжественным. Из-за начавшейся второй Мировой войны строительство метрополитена было остановлено. И только в 1955 году было открыто метро во втором крупнейшем городе Советского Союза - в Ленинграде. В период с 1960 по 2005 на территории бывшего СССР и нынешней России были построены метро в таких городах, как: Киев, Тбилиси, Баку, Харьков, Ташкент, Ереван, Минск, Нижний Новгород (тогда еще Горький), Новосибирск, Куйбышев, Свердловск. Замыкает этот список Казань, строительство метрополитена в нем началось в 2005 году.