Рынок грузовых шин
В отличие от владельца легкового автомобиля, приезд которого на шинный центр предсказать практически невозможно (за исключением пиков «переобувания»), для водителя грузового авто шины – это отдельная и достаточно весомая статья расходов. Тот, кто занимается профессиональными перевозками, не понаслышке знаком с проблемами обслуживания грузовых шин. Особенно острой тема профессионального шинного сервиса является именно в России: ведь в нашей стране мало кто в силах предоставлять круглосуточное обслуживание и дополнительные мелкие услуги, тем самым снижая владельцам грузового транспорта затраты на шины. Это упущение решила исправить всемирно известная компания Michelin. Начав с внедрения сети шинных центров для легковых автомобилей (журнал публиковал материал о ней в №9 2005), она решила сделать следующий шаг, представив в начале декабря партнерскую программу Michelin Truck Pro для грузовых шинных центров.
Современная ситуация
По оценкам специалистов Michelin, последние шесть лет российский рынок грузовых шин остается достаточно стабильным по объему и составляет около 5,5 миллионов штук. В то же время заметно его качественное изменение: доля современных бескамерных шин (drop center) увеличилась более чем в пять раз и сейчас насчитывает почти 600 000 шин. Прогноз на ближайшее будущее утверждает, что эта тенденция сохранится. Кроме того, развитие сети современных автодорог предполагает рост автомобильных перевозок, в том числе за счет грузовиков иностранного производства Все это, несомненно, скажется на спросе на грузовые шины.
Что же может предложить современный грузовой рынок взамен? Чуть более трехсот точек продаж, как единичных сервисных станций, так и «ларьков» под открытым небом. Этого явно не достаточно для удовлетворения все возрастающих потребностей участников рынка: например, в системе сбора шинных каркасов. Кроме того, большинство из них занимаются продажей шин, не сервисом. В то время как в 2004 году только европейский рынок восстановленных шин составил около 7 400 000 покрышек.
Ключевое слово - сервис
На фоне постоянно развивающегося рынка запросы потребитель меняются и развиваются. Десять лет назад он размышлял скорее над тем, как и где достать товары, в шины в том числе. Современный потребитель уже выбирает товар и требует не только сервис при продаже, но и послепродажное обслуживание.
Похожая ситуация наблюдалась и среди шинников-дилеров: десять лет назад они искали новых поставщиков и новые рынки. Сегодня они выбирают такого партнера, который может предложить не только широкий спектр товаров, услуги по логистике, но и качественный сервис. Именно предоставляя качественный сервис, дилер получает конкурентное преимущество и прочно занимает свою позицию между производителем и потребителем.
Известно, что стоимость шины формируется из продажной цены и пробега до износа. Для шины топ-сегмента эффективным методом снижения удельной стоимости на километр пробега считаются повторная нарезка протектора и продажа каркаса под повторную наварку протектора. И если нарезка позволяет увеличить срок эксплуатации шины на 25-30%, то наварка фактически удваивает пробег шины. Michelin использует технологию восстановления шнны RemiX. Кроме того, продленный «срок жизни» каркаса позволяет снизить число подлежащих утилизации шин и сберегает природный каучук. А для грузовых шинных мастерских – это еще и достаточно стабильная статья доходов.
Предлагает Michelin
Программа партнерства Michelin Truck Pro – не просто красивое название. Она полная и несет в себе содержание, позволяющее успешно вести бизнес в области грузовых шин. Причем она актуальна как для начинающих свое дело, так и для тех, кто уже давно работает на данном рынке. Сохраняя независимость, шинный центр получает значительную поддержку со стороны компании Michelin. Кроме того, она передает своим партнерам ряд технологий, которые фактически являются ее ноу-хау.
Michelin Truck Pro рассчитана на минимальное участие грузовых шинных центров в течение пяти лет. Причем, ее разработчики подчеркивают, что речь идет лишь программа для грузовых шинных центров в рамках сети Tyre Plus. Это означает следующее: если у легковых шинных центров появятся желание и возможность создать в рамках одной точки продаж грузовую часть, компания Michelin будет только за.
Концепция, предлагаемая Michelin, позволяющая оптимизировать стартовые затраты на шины и другую продукцию, связанную с обслуживанием грузового парка. Она охватывает весь спектр необходимых действий для организации и реорганизации шинного центра: от скидок на закупку оборудования и материалов (что особенно существенно в грузовом бизнесе) до предоставления первоначального обучения и модулей повышения квалификация персонала. Партнерами Michelin в этих вопросах являются Tip Top, Hunter, Sicam, Stahlwille, Shell, Hofmann, Mann Filter.
Кроме того, организуемая сетевая схема бизнеса предусматривает содействие в организации логистических потоков, сертификацию, внедрение и запуск программного обеспечения (разработанного специально для управления грузовым шинным центром), рекламную поддержку сети, ежегодный аудит с предоставлением полугодового испытательного срока.
В числе главных условий участия в программе – отсутствие партнерских соглашений с другими шинными производителями, а также возможность сбора каркасов и их хранение. Это не означает запрет на продажу других брендов. Только ограничение: гамма шин марок Michelin и Kormoran от общего количества должна составлять не менее 50 %.
При соблюдении всех условий, которые ставит компания Michelin, ее коммерческий представитель выезжает на аудит. Если принимается положительное решение о принятии шинного центра в программу партнерства, подписывается контракт и начинаются работы по оформлению и первоначальному обучению. Michelin планирует, вкладывать от тридцати до пятидесяти тысяч евро в каждый проект.
Планы
10 октября 2005 года состоялось официальное открытие «пилотного» проекта шинного центра сети TYRE PLUS в Тюмени на базе дилера Русшина-Тюмень. Он совмещает грузовую и легковую части бизнеса. В планах Michelin на 2006 год открытие тридцати-сорока грузовых (или совмещенных) шинных центров, всего же в программе партнерства Michelin Truck Pro планируется участие 100-120 в России в городах с населением больше 150 тыс. человек. Каждая точка по предварительным прогнозам должна будет реализовывать около 3500 новых и восстановленных шин в год.
На следующий год компанией также запланирован Тур Michelin Truck Pro общей продолжительностью 12 тыс.км. Грузовик МАN с полуприцепом, снабженный всем необходимым для проведения презентаций на базе дилера, будет представлять потребителям преимущества продукции, и обосновывать необходимость высококачественного сервиса для нее. Маршрут грузовика будет зависеть от расположения дилеров, которое пока не уточняется.
А с февраля 2006 года планируется разместить в закрытой интернет-зоне с доступом для участников сети полный каталог оборудования и сопутствующих товаров.
Деятельность компании Michelin на мировом и российском рынке демонстрирует завидную стабильность не только в постановке интересных задач, но и в их успешной реализации. Кажется, программа партнерства для грузовых шинных центров не исключение из правила. Хотя точное число претендентов пока не оглашается, несомненно, подобный проект самим своим существованием уже формирует новый уровень сервиса для профессионалов. А грузовой шинный бизнес – дело стабильное и минимально подверженное сезонности. Он заслуживает внимания и, безусловно, будет развиваться.
Для справки
Компания Michelin имеет позитивный опыт по созданию и развитию крупнейшей в Европе сети сервисных шинных центров Euromaster, розничной сети Tci в Северной Америке, а также розничной сети Tyre Plus в различных странах мира. Первый шинный центр Tyre Plus по продаже и обслуживанию легковых шин был открыт в апреле 2004 года. В том же году был открыт завод по производству шин в Давыдово. Сегодня в программу Tyre Plus вступили 82 центра по продаже легковых шин в 35 российских городах. В 7 июля 2004 года компания.
Наталия Полукарова