Эксплуатация грузовых шин
Многим знакома ситуация, когда на одинаковых грузовиках одни и те же шины изнашиваются с разной интенсивностью. Техническое состояние автомобилей нормальное, грузы возят одинаковые, а износ шин отличается на 25-30%. Почему так происходит?
Износ шин во многом зависит от условий эксплуатации. Магистральные перевозки сильно отличаются от региональных, и тем более от городских. Поэтому и шины для транспортного средства следует подбирать в зависимости от того, где автомобиль будет работать. Характер перевозимых грузов также сказывается на сроке службы шины. Например, самосвал, который всегда работает с максимальными нагрузками, должен «обуваться» в шины с самым высоким индексом нагрузки. Для обычных грузовиков также рекомендуется, чтобы индекс нагрузки был на 10% больше предполагаемых нагрузок. Таким образом, даже при наезде на препятствия возникающие перегрузки не станут фатальными для шины.
Когда шина выбрана, ее нужно смонтировать на диск. Естественно, для нормальной ходимости размер диска должен соответствовать размеру шины. При этом он должен быть рекомендуемым, а не допустимым, поскольку при допустимом размере шина изнашивается гораздо быстрее. В век современных шиномонтажных станков неправильно смонтировать шину, казалось бы, невозможно. Но, как показывает практика, это не совсем так. В зоне бортового кольца обычно остается отпечаток диска, по которому легко определить, насколько точно была смонтирована шина. Допуск по эксцентриситету для грузовых шин не превышает 2 мм, и ошибиться очень легко.
Результатом неточного монтажа может стать дисбаланс, искривление шины, из-за которого вскоре появится неравномерный износ. Купив хорошие шины, водители иногда монтируют их с помощью подручных средств. Этому есть две причины: первая - безвыходная ситуация, когда нужно ехать, а добраться до шиномонтажа возможности нет. В этом случае такой поступок хоть как-то обоснован. Однако тот, кто пытается таким образом сэкономить, забывает, что при этом повреждается шина и убытки получаются гораздо больше стоимости услуг шинного сервиса. Еще один способ псевдоэкономии - отказ от балансировки. Действительно, новые шины балансируют на заводе, но достичь идеального баланса практически невозможно. Поэтому все шины имеют остаточные дисбалансы, величина которых находится в установленных пределах.
Кроме того, диски тоже не всегда идеально отбалансированы, и остаточные дисбалансы шины и диска при наложении друг на друга могут дать величину, которая является недопустимой. Такой дисбаланс следует устранять. Для этого шину необходимо поместить на балансировочный стенд, поскольку иначе обнаружить проблему не удастся. Если этого не сделать - шину можно «убить» за несколько десятков тысяч километров. Так стоит ли экономить пару сотен, чтобы в итоге потерять гораздо больше?
Шины можно сравнить с обувью, и так же, как мы каждый день чистим собственные ботинки, нужно обслуживать шины. Ежесменное обслуживание достаточно простое. Следует удалить посторонние предметы из канавок протектора и осмотреть шины на предмет повреждений и неравномерного износа. Раз в неделю обязательно проверяется, и при необходимости доводится до требуемого уровня давление во всех шинах. После первых 15 тыс. км пробега производится ТО-1, а через каждые 40 тысяч км - ТО-2. При этом выполняется перестановка колес по позициям, делается их балансировка и проверяется геометрия подвески. Как показывает практика, точное выполнение всех этих предписаний позволяет достичь максимально больших пробегов.
Когда протектор окончательно изнашивается, шину можно сохранить для последующего восстановления. Рекомендуется, чтобы остаточная глубина протектора составляла не менее 3 мм. В этом случае восстановители смогут нормально отшероховать шину и наложить новый протекторный слой. Каркасы шин премиум-класса рассчитаны на очень большой пробег - до миллиона километров. Это позволит максимально снизить стоимость километра пробега.
Если вам скажут, что от водителя ходимость шин не зависит, - не верьте. Некоторые любят активное вождение с частыми разгонами, торможениями и резким маневрированием. Хотя на грузовике не всегда можно погонять, как на легковушке, но здесь это и не требуется. Большие нагрузки, приходящиеся на шины груженого автопоезда, сопоставимы с нагрузками при разгоне спортивных автомобилей. Даже лишние 5 км/ч на крутом повороте могут стать причиной износа. В особенности это касается шин тягача, поскольку именно на них приходится большая часть нагрузок. Так что любителям активной езды на большие пробеги рассчитывать не стоит.